Своеобразие эмоционального развития детей с нарушением слуха обусловлено, прежде всего неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни. Это вызывает трудности социализации и приспособления к обществу.
Основные закономерности развития эмоций у ребёнка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот, и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности – с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году начинают формироваться собственные эмоции, которые носят ситуативный характер.
Однако эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе развития интонационной коммуникации со взрослым, когда младенцы начинают вести диалог со взрослым. Все сохранные анализаторы (зрительный, тактильный, обонятельный и осязательный) активно включены в процесс взаимодействия со взрослым. Страдающий слуховой анализатор так же участвует в этом процессе.
Дальнейшее развитие детей с нарушенным слухом отличается от развития их слышащих сверстников. Глухие и слабослышащие школьники гораздо реже, чем слышащие идентифицируют эмоции и эмоциональные состояния, переживания людей при описании картин. У детей с нарушенным слухом наблюдаются значительные трудности в понимании причин эмоциональных состояний, а так же в осознании того, что внутренние эмоциональны переживания могут стать причиной каких-либо поступков. У глухих детей затруднено понимание литературных произведений, причин и следствий поступков тех или иных героев, характера складывающихся отношений между ними, поздно возникает и долгое время остаётся одноплановым сопереживание литературным героям. Всё это в целом существенно обедняет мир переживаний глухого школьника, упрощает и выхолащивает ценность межличностных отношений между детьми.
Вместе с тем следует отметить значительные возможности выражения эмоций в мимике и пантомимике, которые глухие дети используют в общении.
Особенности эмоционального развития слабослышащих школьников:
- ограниченность или недостаточность сведений об эмоциях, трудности их вербализации.
Наиболее знакомыми оказываются слова, обозначающие такие эмоции как радость, гнев, страх; наименее знакомыми – стыд, интерес, вина. - недостаточный уровень развития эмоционально-экспрессивных средств языка, т.е. способность оречевлять эмоциональные состояния, как собственные, так и других людей.
- значительная бедность личного эмоционального опыта.
- несформированность умений и навыков идентификации и дифференциации эмоциональных проявлений окружающих.
- непродуктивные эмоциональные реакции.
В связи с вышеизложенным, нужно уделять большое внимание эмоциональному развитию детей с нарушением слуха. Необходимо включать в учебно-воспитательный процесс технологии и методики, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы таких детей, организовывать такую социальную деятельность, которая позволила бы реализовать накопленный опыт эмоционального, когнитивного и креативного развития.